top of page

Отправляя пятилетнего ребёнка в первый класс

Этот пост я пишу для родителей, чьи 5-(6-)летние дети пойдут или недавно пошли в первый класс.
Моя цель: рассказать о возможных негативных последствиях для ребёнка и дать рекомендации как их минимизировать.

* Дети «не рассчитаны» идти в школу так рано. Я исхожу из того, что если родители принимают такое решение — на то есть веские причины.
** Для простоты изложения, я делаю обобщения по возрасту, хотя каждый ребёнок индивидуален, а сам по себе возраст не показатель.
*** Я сравниваю пятилетних детей с семилетними. Шестилетние, по моему мнению, обычно «ближе» к пятилетним.

Многие родители не знают о потенциальном вреде школьной деятельности для пятилетних детей или недооценивают его.


Аргумент № 1: «разница в возрасте почти не заметна или вот-вот станет незаметной».

Пятилетние дети действительно могут быть похожи на семилетних как физическими размерами, так и уровнем подготовки.

Но! обычно не степенью зрелости мозга и нервной системы.

Пятилетних и семилетних детей можно сравнить с яблоками разной спелости: первые ещё зелёные, жёсткие, кислые; вторые — уже спелые, сладкие, сочные.


Аргумент № 2: «ребёнок умный/хорошо читает/пишет/считает — следовательно, готов к учёбе».

Пятилетнего ребёнка можно научить читать, писать, сидеть по 45 минут и многому другому. Но нельзя научить зелёное жёсткое кислое яблоко стать спелым сладким красным.

Обучение не ускоряет взросление: взрослению нужны благоприятные условия и время. Умный обученный ребёнок ≠ «зрелый».

«Зрелые» дети в школе оказываются в условиях посильной нагрузки, рассчитанной на их физические, физиологические и психические возможности.

Маленькие дети оказываются в условиях, требующих превосхождения их возможностей, их внутренние ресурсы работают на пределе.

Такие условия неблагоприятны, что может приводить к «торможению» процесса взросления («созревания»), то есть к противоположному эффекту.


Аргумент № 3: «переутомление, проблемы в школе и жалобы ребёнка не особо связаны с возрастом».

Конечно, все дети, независимо от возраста, периодически устают, жалуются, в чём-то отстают, злятся и плачут, это совершенно нормально.

Разница в том, страдает ли ребёнок эпизодически по каким-то пунктам или системно и по многим пунктам?

«Незрелым» пятилетним детям в условиях, рассчитанных на «зрелых», свойственно страдать системно и по многим пунктам.

Основная угроза в том, что системное переутомление, физическое и умственное, сначала затрагивает нервную систему, а следом могут страдать и другие органы и системы организма.


Возможные негативные последствия для маленького ребёнка, отправляемого в школу:

🔻 Ребёнок может начать отличаться агрессивностью и слезливостью, поскольку ему изо дня в день приходится справляться с тем, что неприятно/трудно/недоступно.

🔻 Возможны резкие изменения в поведении ребёнка, частые смены настроения, неуравновешенность. Неконтролируемые вспышки гнева, раздражения. Избыточные страхи.

🔻 Возможна поведенческая регрессия. Ребёнок попросит соску, например, или «разучится» добегать в туалет.

🔻 Возможно заикание вследствие стресса и переутомления.

🔻 Возможны проблемы с питанием: потеря аппетита вплоть до отказа от пищи, или переедание, приступы тошноты, рвоты, боли в животе.

🔻 Возможны проблемы со сном: нарушение режима сна, частые просыпания по ночам, жалобы на неприятные сны, трудности в попытках заснуть.

🔻 Возможны дебюты вредных привычек: ребёнок может начать сосать пальцы, грызть ногти (карандаши, ручки), скрежетать зубами, ковырять в носу.

🔻 Возможны недомогания, плохое самочувствие.

Переутомление по красной дорожке ведёт к ослаблению иммунитета, недомоганиям, ребёнок может чаще и тяжелее переносить инфекции. Плюс ребёнок в них может быть «заинтересован» как в возможности пропустить уроки и получить необходимые отдых и заботу дома.

🔻 Чрезмерная агрессивность ребёнка в школе может приводить к неприязненному отношению учителей к ребёнку, к конфликтам с одноклассниками, осложнить общение и дружбу с ними.

🔻 Ребёнку в принципе может быть сложно «найти общий язык» и подружиться с детьми на год-два старше него. Эти год-два всё ещё заметная разница. Когда дети сгруппируются в небольшие кампании, «войти» в сформированный круг ещё сложнее.

🔻 Риск стать объектом школьной травли, буллинга. Маленький ребёнок может отличаться размерами, слабостью, застенчивостью, неуверенностью в себе, отставанием в обучении, проблемами в общении, разницей в интересах, в юморе и прочим. Отличия несколько повышают вероятность стать объектом насмешек, изгоем, жертвой детской жестокости.

🔻 Ребёнок с высокой вероятностью начнёт замечать и осознавать свои отличия от старших/шустрых одноклассников. Сравнивая себя с ними, чувствовать себя «другим», «тупым», «неудачником», переживать что с ним что-то не так. Возможно, изо дня в день неопределённое время. Можно представить какое это испытание для самооценки.

🔻 Школа может стать для ребёнка местом, которое он ненавидит. Ему учиться в ней ещё десяток лет — а тут такое начало. Место, где ему плохо, скучно, где его не понимают, где он не понимает, пыточная. С возможным отвращением к обучению.



Если решение всё же принято или уже вступило в силу:

* Рекомендации, которые я описываю, полезны и «зрелым» детям, но в случае малышей нужность множим на коэффициент.
** Я пишу «родитель» — это минимум. Больше поддерживающих (и того самого родителя в том числе) — лучше.

🔹 Желательно сохранять готовность и возможности в любой момент «отступить»: забрать из школы / остаться в 1-ом классе на второй год. Не влачить ребёнка на пределе его возможностей любой ценой. Благополучие ребёнка важнее.

🔹 Ребёнок будет младше группы не только в 1-м классе — он будет младше всегда. Неизвестно заранее как он будет адаптироваться в последующем. Это точно никакой не спринт, это марафон с неизвестным финишем. Или канат, по которому неважно сколько уже пройдено, пока ребёнок не достиг адаптации.

🔹 Неизвестно в какой момент ребёнок адаптируется (расслабится и освоится), процесс можно поддерживать, но не ускорить (как не ускорить выпадение молочных зубов, например).